"Гермес вездесущ в греческой мифологии. Он меняет форму, принимая
множество имен: бог путешественников, бог границ и пересечения границ,
бог ковбоев, бог рынков и торговцев, бог убеждений, трикстер, бог лжи и
обмана, аферистов и воров, бог иллюзий и шаманической медицины, бог
связей и перекрестков, быстроногий и т.п. Он сколький и соблазняющий,
он божественный предприниматель, жулик, лишенный этики и злого умысла. У
него нет ценностей, нет озабоченности сутью. Он проникает в ситуации, в
которые не ожидал попасть, как «дым под дверью». Он избегает
конфронтации, он не герой. Он верит, что все выторговывается. Он
получает удовольствие в деле, игре и сообразительности. Он вестник
богов, посланник и носитель информации.
Гермес ничего не создает, в отличие от Гефеста. Он ничем не
управляет как Зевс и не ведет нас к пониманию как Аполлон, не делает
жизнь мягче как Гера, не заботится об урожае и запасах как Кронос. Он не
сражается как Арес, не кормит как Деметра, не защищает слабых как
Артемида. Он не заботится о хороших гражданах как Афина или экстазе как
Дионис. Он не хочет сидеть дома как Гестия, он всегда в движении. Он
любит парадокс и процесс, трикстерство и риск. Он амбивалентен и
многолик. Он напарник каждому.
Нет ничего особенно оригинального в идее приложения образа
Гермеса к нашему времени. Юнг, например, осознавал сознание Гермеса в
своих текстах. Последователи Нью Эйдж, особенно гностической ориентации,
склонны некритически превозносить Гермеса. Я считаю, что можно найти
миф о Гермесе даже в абстракциях так называемых постмодернистских
аналитиков нашей культуры и в фантазиях о бирже – не только в напыщенных
алхимических работах Юнга. Я считаю, что сложность нашего мира и
неспособность политиков признать, что они не справляются, относится к
тому же паттерну, что и общая тенденция справляться с кризисом
посредством заботы об «имидже», а не реальными действиями. Я считаю, что
европейская культура не впервые переживает инфляцию архетипом Гермеса.
Некоторые исторические периоды (например, средневековая Венеция) похожи
на наше время. Однако мобильность и информационные технологии добавляют
ненормальную силу современной инфляции и делают ее глобальной, а не
локальной."(с)Берни Невилле